Facebook блокирует конкурирующие сервисы

Facebook блокирует конкурирующие сервисы

Крупные социальные сервисы, обладающие огромными пользовательскими базами, могут влиять на работу своих конкурентов. Facebook- или Twitter-авторизация или использование API популярных сервисов, это «палка о двух концах».

16 августа 2013

Этот удобный инструмент авторизации может сыграть злую шутку с владельцем сервиса, когда администрация Facebook или Twitter почувствует конкурентную угрозу этого веб-проекта.

Блокирование таких «конкурирующих нахлебников» стало привычным инструментом конкурентной борьбы, к которому прибегают и Facebook, и Twitter, и другие популярные сервисы.

Недавно стало известно о том, что приложение для смартфонов Path было заблокировано социальной сетью Facebook. Из последней версии приложения исчезла поддержка функций социального графа Facebook. Позже сама социальная сеть подтвердила факт ограничения доступа к своему API для этого сервиса.

В результате этих действий соцсети пользователи Path оказались лишены возможности просматривать список друзей в Facebook, и, следовательно, не смогут отправлять пользователям из списка приглашения присоединиться к сервису и не могут делиться контентом со своими друзьями.

Такие ограничения могут привести к краху сервиса Path. Хотя официальные причины блокировки не были озвучены, наиболее очевидной является борьба Facebook с потенциальными конкурентами. В конце апреля 2013 года стало известно о том, что аудитория Facebook в ряде стран (США, Великобритания, Индонезия) уменьшилась. Эксперты объясняют это падение тем, что пользователи ищут что-то новое, а Facebook пока таких новинок не предоставляет.

Facebook блокирует конкурирующие сервисы

Основными сервисами, оттягивающими аудиторию крупнейшей соцсети, являются Instagram и Path. Очевидно, что потеря возможности приглашать друзей через Facebook может помешать росту Path, который на начало мая 2013 года преодолел отметку в 10 млн. зарегистрированных пользователей. Конечно, пользовательской базе сервиса далеко до миллиардной аудитории Facebook.

Отключение «неугодных» сервисов – по большому счёту, сложившаяся практика для крупных социальных проектов. В марте этого года Facebook заблокировал доступ приложения для обмена сообщениями MessageMe к Facebook Friend Graph, запретив таким образом проводить поиск пользователям MessageMe друзей в социальной сети. Тогда тоже не были озвучены причины отключения сервиса.

Однако в Facebook не скрывают, что блокируют и будут блокировать сервисы, которые в той или иной мере копируют функционал оригинальных продуктов компании. Заблокировано приложение Yandex Wonder для поиска по контенту социальной сети, приложение для видеосервиса Vine от Twitter, отключила поддержку голосового чата Voxer, который «создаёт конкуренцию в самой социальной сети».

Примечательно, что до этого Voxer был подключен к Facebook более года. Вероятно, закрытие доступа Voxer к Facebook API предшествовало запуску сервиса голосовых сообщений в социальной сети. Формально причинами этих блокировок было нарушение правил Facebook для разработчиков, однако все эти приложения в той или иной мере повторяли, в большинстве своём – в улучшенном виде, стандартный функционал социальной сети.

Facebook использует политику блокирования не только по отношению к своим потенциальным конкурентам. Несколько раз компании Google и Facebook блокировали доступ к данным друг друга. Наиболее громкая история противостояния интернет-гигантов наблюдалась в конце 2010 года и была связана с доступом к спискам контактов – главному сокровищу социального ресурса.

Началось всё с того, что компания Google заблокировала доступ для Facebook к списку контактов из почтовой службы Gmail. Ответным шагом Facebook было исключение Gmail из списка сервисов для импорта. Изначально пользователи социальной сети могли импортировать данные из Gmail в свои списки контактов и приглашать людей в свои друзья в Facebook.

Однако после запуска встроенной системы обмена сообщениями в Facebook компания Google заявила, что не рекомендует передавать свои данные Facebook, ибо этот сервис ненадёжен. Одновременно с этим Google заблокировала возможность импорта данных из контакт-листа Gmail в другие сервисы – те, которые не открывают для неё свои списки контактов. Это было реализовано в результате блокирования доступа к Gmail через Google Contacts API.

Комментируя своё решение, Google подчеркнула, что сервисы, закрывающие доступ к своим контактам (то есть Facebook на тот момент) превращают Интернет в закрытую сеть. Ответный шаг Facebook не заставил себя долго ждать. Компания удалила Gmail из списка сторонних сервисов, откуда можно проводить экспорт контактов.

По сути, крупнейшие интернет-компании заблокировали друг другу доступ к своим спискам контактов. Основная причина таких действий – ни что иное, как конкурентная борьба. В то время Facebook запустила свой сервис обмена сообщениями, назвав его конкурентом электронной почты.

У Google тогда ещё не было своего сервиса Google+, однако были попытки создать собственную социальную сеть. Как инструменты обмена сообщениями, компании конкурировали давно. Обмен сообщениями внутри социальной сети – это аналог сервисов Gmail с встроенным Google Chat и клиента Google Talk.

Немного позже, летом 2011 года, социальная сеть Facebook заблокировала расширение для браузера Google Chrome под названием Facebook Friend Exporter, помогающее перенести контакты из Facebook в только появившуюся на тот момент Google+, а также на другие ресурсы.

Приложение было создано до официального старта сети Google+. Социальная сеть запретила доступ этого расширения к контактной информации. Такой блокировкой Facebook пыталась ограничить возможности своего нового на тот момент конкурента.

Главной ценностью современных социальных сервисов являются контактные данные пользователей. Поэтому нет ничего странного в том, что они не хотят делиться этим богатством со своими конкурентами.

Ощущая угрозу со стороны других проектов, Facebook блокирует доступ к своим данным любым сервисам, которые хотя бы как-то используют их.

Таким образом, блокирование доступа к данным для внешних сервисов для соцсети Facebook – это один из элементов конкурентной борьбы.

Одновременно с этим, таким способом Facebook пытается получить контроль над всевозможными вариантами монетизации, не допуская заработка других компаний на собственной пользовательской базе.

На данный момент Facebook может позволить себе быть монополистом и блокировать другие ресурсы. Причём случаи блокировки «неугодных» ресурсов будут учащаться, поэтому создателям стартапов, особенно успешных, нужно быть готовым к тому, что Facebook в любой момент может заблокировать для них доступ к своим данным.

Автор: Надежда Баловсяк

Комментировать

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Капча
Это вопрос для проверки человек ли вы, и для предотвращения спама.