Как рассчитать себестоимость продукции

Как рассчитать себестоимость продукции

Задумывая любое производство, предприниматель хочет выставить на свой продукт справедливую цену. То есть, чтобы она не только покрывала издержки его изготовления и последующей реализации, но и приносила прибыль. И это естественное и понятное желание. В мире мало альтруистов, которые готовы производить что-либо исключительно на благо окружающих. Поэтому очень актуальным в такой ситуации будет вопрос, как рассчитать себестоимость продукции. 

13 апреля 2017

Экономическое обоснование


Сведущие в денежном деле экономисты выделяют два типа себестоимости продукта:
•    Предельная (высчитывается для каждой единицы)
•    Полная (общее число, которое получают из соотношения всех расходов на производстве к общему объему изготовленной продукции)


Для того, чтобы высчитать нужное число, использовать можно различные методики. Они отличаются подходом, типом разделения продукции и т.д.
•    Нормативный. Методика, позволяющая рассчитать себестоимость заранее, на основе действующих на тот момент нормативов и норм. В процессе производства учитываются и регистрируются обнаруженные отклонения от расчетов. И уже с полученными данными определяется фактическая себестоимость товара.
•    Показный. Продукция делится на виды, каждому из которых присваивается номер заказа. И все расчеты делаются уже по конкретному виду.
•    Попередельный. Здесь продукция делится на группы по признаку однородности. Например, изготовленные из одних и тех же материалов, сырья, с одинаковым типом обработки и т.д.
•    Подетальный. Расчет идет по каждой детали производимого продукта в отдельности. Стоимость целого товара определяется суммой стоимости всех его деталей.
•    Подетально-операционный. Если деталь в процессе изготовления проходит через множество операций или длительную обработку, то расчет ведется исходя из затрат на все этапы производства.


Каждая методика имеет свои преимущества  недостатки, а также сферу применения.


Себестоимость производства и реализации


Всю себестоимость продукта можно разделить на две основные части:
•    Себестоимость производства
•    Себестоимость реализации


Первая часть, естественно, включает в себя все затраты, которые были понесены на этапе изготовления товара. Сюда входят:
•    Затраты на сырье и материалы
•    Топливно-энергетические ресурсы
•    Зарплата работникам
•    Расходы на транспортировку
•    Амортизация основных фондов, нематериальные активы
•    Ремонт и содержание оборудования
•    Прочие затраты


Реализация также имеет свои статьи расходов, без которых сложно обойтись:
•    Рекламная кампания
•    Упаковка продукта
•    Логистика (доставка на склады, покупателя)
•    Прочие расходы


Калькулирование затрат


Сегодня экономисты и предприниматели пользуются двумя основными способами расчета себестоимости:
•    Direct costing (он же – маржинальный метод)
•    Методика полного поглощения всех затрат


Второй способ обычно используется, когда нужно рассчитать рентабельность того или иного продукта. Он учитывает полную стоимость расходов для одной единицы.
Маржинальный метод, в свою очередь, состоит из двух частей:
•    Затраты постоянные (не зависит от объемов производства: зарплата работникам, ремонт оборудования и т.д.)
•    Затраты попеременные (зависит от объемов производства: логистика, материалы, сырье, транспортные расходы)


Отсюда будет ясно, как рассчитать калькуляцию себестоимости продукта.

Этот показатель зависит от:
•    Ассортимента продукции
•    Объемов выпуска
•    Суммы постоянных затрат
•    Уровня попеременных затрат на одну единицу товара


Расчет себестоимости продукта или услуги – один из основных показателей, на которые необходимо опираться перед началом производства. Именно он поможет определить, есть ли целесообразность в выпуске продукции, не выйдет ли конечная стоимость для потребителя слишком завышенной и т.д.

Автор: Мария Амурова

Комментировать

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.