Spotify: как заставить пользователей платить за музыку

Spotify: как заставить пользователей платить за музыку

Авторам проекта Spotify удалось сделать не только популярный стартап. Spotify — это сервис с успешной работающей бизнес-моделью, доказавшей, что на онлайн-музыке можно зарабатывать.

13 июня 2013

После закрытия в начале 2000-х годов музыкального сервиса Napster и появления успешно работающего на рынке с 2005 года проекта iTunes вряд ли кто мог предположить, что в Интернете востребованным может стать ещё один музыкальный сервис. И не просто стать успешным, а ещё и зарабатывать на желании пользователей слушать музыку.

Spotify называют открытием последних лет, по значимости сравнимым с запуском Facebook. Spotify наряду с Napster и iTunes можно считать главными музыкальными технологическими инструментами современности.

В конце 90-х годов создатели Napster показали, что с помощью Интернета можно обмениваться музыкой. iTunes научил пользователей платить за музыку, причем покупать отдельные треки, а не целые музыкальные альбомы, как это привыкли делать меломаны в эпоху до-интернета.

Spotify: как заставить пользователей платить за музыку

Spotify показал, что сегодня можно слушать какую угодно музыку, не заморачиваясь скачиванием и хранением мегабайт данных и не заботясь о хранении коробок с компакт-дисками.

Spotify позволяет слушать музыку на любой вкус-либо бесплатно и с некоторыми ограничениями, если пользователь согласен одновременно с этим слушать и рекламу, либо, заплатив небольшие деньги, без рекламы и в неограниченных количествах.

По сути, с помощью клиентского приложения Spotify, пользователи получают доступ к огромному музыкальному хранилищу, насчитывающему десятки миллионов композиций на любой вкус, любого жанра и стиля.

Для прослушивания музыки достаточно скачать специальную программу. Первоначально пользователи получают возможность полгода слушать музыку без ограничений. Далее Spotify ограничивает возможность прослушивания 10 часами (для жителей США) либо 5 разами для одного трека (для жителей Великобритании и Франции).

Кроме того, в бесплатном аккаунте пользователям приходится слушать рекламные вставки. Платный аккаунт предусматривает возможность прослушивать музыку без рекламы, а премиум-аккаунт — слушать музыку на разных устройствах и скачивать её на свои устройства.

Также пользователям доступна покупка отдельных треков, пользователи Spotify могут синхронизировать свои музыкальные коллекции между компьютером и плеером iPod. Платный доступ к музыкальной коллекции Spotify обойдется пользователям в $4,99 в месяц (доступ к музыке со своего компьютера без рекламы), а премиум-доступ — в $9,99. В Европе использование сервиса обойдется в 5 и 10 евро в месяц соответственно

Авторы проекта изначально ставили своей целью предоставление доступа к лицензионному контенту. По этой причине проект не работает во всех странах мира, а только на тех рынках, для которых существуют заключенные соглашения с правообладателями музыкального контента. Например, российским пользователям доступ к Spotify запрещен.

Таким образом, Spotify, появившись в 2008 году, показал, что интернет-сообщество готово воспринять новый музыкальный проект, который позволит прослушивать музыку в потоковом формате в режиме онлайн.

Уже к сентябрю 2010 года Spotify получил 15 млн. постоянных пользователей и 2,5 млн. платных. И это несмотря на то, что проект вначале стартовал только в Европе, а на самый крупный интернет-рынок — в США, пришёл гораздо позже. После появления на рынке США за первые несколько недель Spotify сумел привлечь 1,4 млн. пользователей.

Известно, что около 15% европейских пользователей Spotify оплачивают доступ к сервису. Среди американцев оплачивают доступ к Spotify около 12,5% абонентов. Такие данные представлены в сообщении агентства РИА Новости.

Успешная бизнес-модель сервиса вызвала интерес инвесторов. В марте 2011 года фонд Юрия Мильнера DST Global II купил 5% акций Spotify за $50 млн. при общей оценке проекта в $1 млрд. Основатели проекта вложили $5 млн. в запуск первой его версии.

В 2009 и 2010 году Spotify провёл три раунда привлечения инвестиций, в ходе которых он получил 83,2 млн. евро. Одним из инвесторов проекта стал основатель музыкального сервиса Napster Шон Паркер. В ноябре 2012 года компания вела переговоры о привлечении венчурных инвестиций в размере $100 млн. при общей оценке проекта в $3 млрд.

На конец минувшего года аудитория сервиса составляла 15 млн. активных пользователей в месяц и около 4 млн. платных подписчиков — такие данные содержатся в сообщении информационного агентства Reuters.

Драйвером успеха Spotify стал рост популярности цифровой музыки. В последние несколько лет отмечалось снижение продаж физических музыкальных носителей (CD, DVD). В то же время, пользователи не стали слушать меньше — они перешли на использование других форматов и стали слушать музыку в другом контексте.

Spotify вовремя появился на рынке, который как раз созрел к такого рода проекту. Пользователи на тот момент привыкли, что они могут получить доступ к любым объёмам информации в интернете, к любым онлайн-сервисам, к любого рода видеоконтенту — посредством сервисов типа Netflix и аналогов.

На тот момент, музыкального проекта, который бы обеспечил потребности пользователей получить доступ к максимальному по объему и жанру музыкальному хранилищу за адекватные деньги с минимальными усилиями, не существовало.

Spotify по сути действовал по классической схеме нового бизнеса — создатели проекта нашли потребность своих клиентов и удовлетворили её. Примечательно, что в 2012 году впервые за 13 лет продажи музыки увеличились — до этого продажи музыки демонстрировали отрицательную динамику много лет.

Такие данные содержатся в отчёте Международной федерации звукозаписывающей индустрии, которые приводит «Коммерсантъ». При этом мировые продажи музыки через Интернет составляют теперь 70% всей выручки от продаж музыки в цифровом формате.

Однако пока, несмотря на рост популярности потоковых сервисов, около 70% продаж цифровой музыки обеспечивают онлайн-магазины типа iTunes. Это означает, что у Spotify есть пространство для роста и увеличения популярности.

Автор: Надежда Баловсяк

Комментировать

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Капча
Это вопрос для проверки человек ли вы, и для предотвращения спама.