Стоит ли говорить стартаперу, что его идея – полная ерунда

Стоит ли говорить стартаперу, что его идея – полная ерунда

Игровой дизайнер, менеджер по продуктам и основатель проекта Gameboxed.com поделился своими размышлениями после хакатона, где он выступал в роли ментора.

3 мая 2013

Стоит ли говорить стартаперу, что его идея – полная ерунда Flickr by pasukaru76

Пётр Заневич (Piotr Zaniewicz) — блогер, игровой дизайнер, менеджер по продуктам и основатель проекта Gameboxed.com, поделился своими размышлениями после хакатона, где он выступал в роли ментора.

Перед семью командами стояла задача за 72 часа придумать и создать полностью функционирующую мобильную игру. Пётр же должен был давать им советы в процессе, а затем помогать продать идею.

И вот здесь у него как у ментора возникла дилемма: должен ли он исключительно воодушевлять и мотивировать участников, лишь бы они не бросили пытаться создать что-то своё, или же его задача в том, чтобы помочь им создать именно тот продукт, который будет иметь шанс на успех?

Второй вариант подразумевает необходимость сказать кому-то, что его идея — полная ерунда, а для новичка это может стать чуть ли не трагедией.

С этой дилеммой сталкиваются не только менторы на хакатонах — с каждым из нас друзья и знакомые периодически делятся своими идеями и спрашивают мнения.

Пётр говорит, что он сам всегда был очень деликатным в таких ситуациях и отвечал что-то вроде: «Замечательно, что ты создал собственный проект, не сдавайся! Может, тебе следует сфокусироваться на некоторых моментах, но всё равно это круто».

В то же время, для него были очевидны определённые проблемы, которые, с большой вероятностью, могли привести эти проекты к провалу: ложные предположения, неполная команда, слишком большой размах и др.

«Я и сам переживал и провалы, и успех и вполне могу определить, плохая передо мной идея или хорошая», — говорит Пётр.

«Если у меня есть собственный опыт предпринимательства, должен ли я помогать другим избежать провала, даже ценой разрушения их мечты? Вероятно, так я спасу их от ещё большего разочарования. С другой стороны, так можно сбить человека с пути и помешать ему реализовать мечту. Это тяжело, особенно, когда с этим человеком вас связывает дружба. Какое из зол здесь меньшее»?

Вернуть к реальности

«На хакатоне была одна крепкая, мотивированная и способная команда. Но им недоставало хорошей идеи. Единственная идея, которую они выдвинули, не имела ни малейшего шанса на успех.

Мы пытались мягко наставить их на путь истинный, но это не сработало. Они потратили уикенд на создание качественного прототипа слабой идеи. Что нам следовало сделать с самого начала — это спустить их с небес на землю.

Это хорошо, что они потратили на этот проект только один уикенд. Множество стартапов сражаются с неправильными идеями месяцами и даже годами, разрабатывая в итоге качественный продукт, который никому не нужен.

В стартап-бизнесе провал — это ожидаемый результат, но мы не должны воодушевлять людей на реализацию идей, которые, скорее всего, провалятся. Помните, что создание стартапа несёт в себе огромный стресс и неудача может привести к огромному шоку и разочарованию».

Насколько объективны стартаперы при оценке своих шансов на успех?

Вопрос риторический. Естественно, они не могут адекватно оценить собственный проект. Вот почему, как советует Пётр, вы должны уведомлять их, если, по вашему мнению, их шансы на успех практически равны нулю.

Никто не захочет ничего начинать, заранее зная, что впустую потратит на это месяцы или годы своей жизни плюс кучу денег.

«Только представьте, каково это — потратить месяцы на стартап, а затем перестать в него верить. Каково это — утратить свою энергию и мотивацию в процессе создания продукта. Я однажды испытал это и сожалею, что никто раньше не объяснил мне, что я зашёл в тупик. Я был бы рад, если бы меня «обломал» тот, кто смог бы разъяснить мне причину неизбежного провала моей идеи».

Известный секрет консалтинговых компаний

Почему компании, занимающиеся разработкой ПО, часто пишут, что в их портфолио «более 50 проектов», а на сайте размещают логотипы только нескольких клиентов? Потому что многих из их клиентов больше не существует. Это стартапы, которые создали свои продукты и тут же погибли.

«Поверьте, их процент высок, и кстати, он мог бы быть ниже, если бы офшорные аутсорсинговые компании честно говорили своим клиентам, что они думают об их идеях, вместо того чтобы молча брать проекты. После разработки множества продуктов у этих специалистов достаточно опыта и знаний, чтобы определять, у каких идей нет шансов», — утверждает Пётр.

Но здесь возникает уже другая проблема, о которой Петру написали в комментариях: часто заказчики просто не желают выслушивать комментарии от непосредственных разработчиков, к которым они относятся только как к дешёвой рабочей силе.

Автор: Piotr Zaniewicz

Комментировать

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Капча
Это вопрос для проверки человек ли вы, и для предотвращения спама.