В память о Formspring: сервисы анонимных опросов ищут модели монетизации

В память о Formspring: сервисы анонимных опросов ищут модели монетизации

Сервис вопросов и ответов Formspring постигла участь целого ряда его предшественников — проект закрывается. Попробуем разобраться, как работают современные сервисы анонимных опросов и есть ли у них будущее.

19 марта 2013

В память о Formspring: сервисы анонимных опросов ищут модели монетизации

На днях стало известно, что сервис вопросов и ответов Formspring прекращает свою работу с 31 марта. Причина — отсутствие средств на поддержание жизнедеятельности ресурса.

Сервис представлял собой персонализированную платформу вопросов и ответов. Его главным отличием от традиционных Q&A-сервисов является то, что вопросы на Formspring задавались не с целью предоставления ответа всему сообществу пользователей, а лишь конкретному пользователю проекта.

Formspring ещё называли сервисом анонимных опросов. Анонимность была одной из главных «фишек» Formspring.

Тем не менее, именно она и вызвала целый ряд скандалов вокруг сервиса, когда Formspring использовался для активного троллинга и оскорблений.

Проект сумел привлечь около $14 млн. инвестиций, на сайте было зарегистрировано около 30 млн. пользователей. Однако закрытие сервиса говорит о том, что проект не сумел найти инструментов монетизации и жизнеспособной бизнес-модели. Хотя попытки для этого были — владельцы сервиса пытались зарабатывать на рекламе, в том числе мобильной.

Например, в августе 2012 года компания Formspring заключила соглашение с компанией WapStat с целью монетизации трафика пользователей из России и Украины. Компания WapStat должна была обеспечить рекламу мобильным пользователям сервиса Formspring. Использовал Formspring и другие модели монетизации.

В ноябре 2011 года сервис запустил раздел «Интересы» для своих пользователей, которые получили возможность добавить до шести интересов в свои профайлы, а несколько крупных компаний, заключивших соглашение с Formspring, могли на страницах сайта задавать вопросы, связанные с их брендами и продукцией.

Эксперты тогда высоко оценили запуск этой функции, назвав её первым реальным инструментом монетизации проектов типа Formspring. Однако предстоящее закрытие сервиса свидетельствует о том, что заработанных таким образом денег оказалось недостаточно.

Закрытие сервиса Formspring — вполне логично. Проект, несмотря на популярность, не справился с существующими конкурентами, не смог найти свою нишу в существующей экосистеме современных веб-сервисов.

В современном Интернете существует отработанная система идентификации пользователей — чаще всего это Facebook- или Google-логин. Соответственно, для получения ответов или формулировки вопросов пользователи будут применять именно эти платформы.

На Facebook успешно работает сервис «Вопросы», позволяющий владельцам страниц и групп, а также при создании мероприятий, задавать вопросы и получать ответы. Правда, в отличие от Formspring — вполне персонализированные. Аналогично размещать форму вопросов и отвечать на них могут владельцы блогов на Tumblr.

Что касается анонимных вопросов и ответов, то такого рода сервисы воспринимались обычными интернет-пользователями не более, чем развлечением.

К тому же, сервис активно использовался различными троллями и любителями поразвлечься. Пользователи, хотя бы раз столкнувшиеся с подобного рода неприятными вопросами, отказывались от сервиса — кому охота стать жертвой травли со стороны неизвестных? Formspring можно сравнить с онлайн-чатами — сервисами, которые были популярны в начале этого века.

Угасание интереса к сервису показано и на графике Alexa.

В память о Formspring: сервисы анонимных опросов ищут модели монетизации

Хотя первоначально интерес к Formspring увеличивался довольно активно.

Между тем, сервисы анонимных опросов вполне востребованы не столько среди пользователей, сколько среди владельцев сайтов и в корпоративной среде. Успех таких проектов как Reformal, UserEcho, SnapABu, up4um это подтверждает. Правда, эти feedback-сервисы создавались с другой целью и позволяли встраивать свои блоки на сайт.

Можно предположить, что если бы администрация Formspring задумалась над таким вариантом развития сервиса или, как минимум, выпустила API или модули интеграции Formspring с внешними сайтами, сегодня бы не обсуждалась новость о его закрытии.

Кроме того, Formspring мог бы использоваться на корпоративном рынке для организации анонимных опросов клиентов или даже сотрудников компании. Таким образом, Formspring не справился с выбором стратегии позиционирования.

При изначально хорошей задумке, администрация сервиса делала ставку только на пользовательский интерес, который угас со временем, и не увидела другие пути развития проекта.

 Для любителей анонимного общения и вопросов, использовавших Formspring, можно посоветовать альтернативные сервисы «Спрашивай.ру», Ask.fm, Askbook.

Автор: Надежда Баловсяк

Комментировать

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Капча
Это вопрос для проверки человек ли вы, и для предотвращения спама.