Виктор Бондаренко, A360: «Пользователь становится более требовательным»

Виктор Бондаренко, A360: «Пользователь становится более требовательным»

Чем чреват для онлайн-агентств стремительный рост трэвел-рынка в интервью нашему изданию рассказал директор по развитию и коммерции А360.ru Виктор Бондаренко. 

11 апреля 2013

Виктор Бондаренко, A360: «Пользователь становится более требовательным» А360.ru — планировщик путешествий, позволяющий разработать маршрут поездки «от двери до двери».

Чем чреват для онлайн-агентств стремительный рост трэвел-рынка и в чём уникальность платформы А360.ru, в интервью нашему изданию ToWave.ru рассказал директор по развитию и коммерции сервиса Виктор Бондаренко.

Ваша команда занималась Mobiticket.ru. Опыт билетного сервиса имел решающее значения при создании А360?

Действительно, в индустрии электронной коммерции мы уже больше шести лет и начинали такие проекты, как Mobiticket.ru, затем Platron, которые очень успешно развились в крупные серьёзные бизнесы. Поэтому нам понятна специфика онлайна, мы хорошо знаем туристический рынок и нас, в свою очередь, хорошо помнят и знают.

Mobiticket.ru был ведущим интернет-ресурсом, предоставляющим услуги бронирования, в основном железнодорожных билетов, а затем и авиабилетов. Мы стали одним из первых онлайн-сервисов в России, который начал продавать вообще электронные билеты и мы заложили многое в основу логики электронной продажи услуг перевозки.

В проекте A360.ru мы решили создать более широкую сервисную модель и уйти от прямой агентской деятельности. Сейчас онлайн-агентств по продаже билетов очень много, и все имеют практически стандартный набор предоставляемых услуг. Помимо ценовой войны, наблюдаются активные попытки придумать что-то уникальное, как с точки зрения контента, так и «нового» сервиса, чтобы максимально удержать совсем не «дешёвого» пользователя и мотивировать его на повторную покупку.

Основой проекта A360.ru является информационно-справочный сервис, который призван быстро, легко и комфортно ориентировать пользователя, планирующего свою поездку.

Идея заключалась в том, что пользователь быстро получает полную информацию и инструменты для построения маршрута, а конечные услуги перевозки, проживания и трансферов обеспечивают непосредственно поставщики данных услуг. Имеются в виду не только крупные онлайн-агентства, но и прямые перевозчики и вендоры, например, авиакомпании, с которыми мы уже работаем напрямую.

Мы всегда ориентировались на поведение пользователя и понимаем, что сегодня, в принципе, весь подход именно с точки зрения планирования поездки основан на трёх основных моментах.

Первое — человек всегда думает, чем и как он поедет, то есть перед ним стоит вопрос выбора транспорта и оптимального маршрута. Второе — он планирует, где и как он будет находиться. Это вопрос проживания. И третье — он определяется, что непосредственно планирует там делать. Пользователю приходится довольно много поэтапно сёрфить в Интернете, искать себе сначала выгодный вариант с билетом, потом выбирать отель, и затем изучать информацию о месте, где он будет находиться.

Все эти части мы объединили в единый сервис и запустились с первого элемента — транспортного сервиса, сервиса построения маршрута. В нём заложена логика с учётом географии, то есть пользователю достаточно указать или обозначить любые две точки на карте.

Причём это может быть как точный адрес интересующего места, так и название конкретного объекта (например, Эйфелева башня или статуя Свободы). Все эти объекты распознаются в системе, мы знаем их точные координаты и алгоритм построения маршрута работает от точки до точки или, если проще выразиться, от «двери» до «двери».

Следующая уникальность сервиса построения маршрутов заключается в том, что используются все виды транспорта, учитывается расписание и алгоритмы стыковок между транспортными узлами: аэропортами, вокзалами, станциями и остановками.

А360 начинает очень быстро завоёвывать популярность, мы получаем много положительных отзывов от наших пользователей, постоянно получаем интересные пожелания и комментарии. И главное — сейчас пошли активные выходы на ресурсы наших партнёров-поставщиков, люди охотно покупают билеты и потребляют предложенные услуги.

Ваша система умеет обрабатывать абстрактные запросы типа «в Турцию на неделю в начале мая». Кто занимается разработкой движка, какие сложности и нюансы возникали в процессе разработки?

Да, мы реализовали такую возможность. В данный момент обработка таких запросов возможна на транспорте, но вскоре по запросу можно будет выбирать варианты готовых пользовательских маршрутов.

Изначально мы решили, что сам сервис должен быть максимально простым и понятным, чтобы любой пользователь смог не только построить маршрут и подобрать варианты, но и запланировать всю поездку: вылет, приезд, гостиница, встречи, экскурсии, а также сохранить всё это для себя и для других

Так называемый «план поездки» имеет, с одной стороны, бюджет, который определяет стоимость такого путешествия, с другой стороны, прозрачный календарь и временной план последовательных действий. Сохраняя план поездки, пользователь получает возможность не только добавлять контент в виде комментариев, фотографий, отзывов, но и использовать варианты других пользователей, как основу для планирования личных путешествий.

Вот здесь и возник так называемый «умный поиск»: сервис, который распознает запросы типа «хочу поехать в Париж послезавтра». По этому запросу система умеет определять предполагаемую дату — «послезавтра», ориентирует, какие поездки на эту дату уже были совершены или запланированы другими пользователями, предлагаем посмотреть, какие есть маршруты и варианты в разделе транспорта, даёт максимальное описание объектов и достопримечательностей. Другими словами, предлагаются очень простые схемы для выбора и дальнейшего планирования путешествия.

Безусловно, это уникальный инструмент, который является нашей разработкой.

Мы непрерывно его развиваем и планируем сделать стартовой страницей на нашем ресурсе, чтобы пользователь мог одним простым запросом быстро и легко найти и подобрать то, что ему нужно. Либо это будет готовая уже кем-то составленная поездка со своим наполнением и рейтингом, либо он сможет спланировать собственный маршрут, используя те инструменты и сервисы, которые будут ему предложены на A360.

Как и в любой разработке, помимо ожидаемого результата у нас были свои сложности, но главное, что мы сумели запуститься менее чем за один год. Конечно, в этом большая заслуга профессиональной команды наших разработчиков, многие из которых пришли из больших проектов и имеют весьма серьёзный опыт.

Виктор Бондаренко, A360: «Пользователь становится более требовательным»

Насколько большой интерес к вашему проекту у инвесторов? Общий бюджет на момент выхода из стадии закрытого тестирования?

По части инвестиций мы не испытываем на данный момент какого-то острого дефицита, но мы всегда открыты к любому диалогу.

Мы быстро почувствовали разносторонний интерес к проекту, особенно после того, как запустились. Этот интерес был проявлен как со стороны крупных игроков, так и со стороны представителей смежных отраслей. Сейчас мы понимаем, что по тем темпам роста и по тому, как развивается проект, А360 выходит на запланированные показатели.

Мы постоянно общаемся с представителями индустрии, нам важно и интересно знать, как воспринимает нас рынок, как оценивают перспективы нашего проекта, общий взгляд на заложенную в нём стратегию.

Не вдаваясь в конкретику отмечу, что на разработку было затрачено немало средств, и многие понимают, что это непростой проект с точки зрения разработки. Его основная ценность в том, что мы сделали уникальные поисковые алгоритмы, сумели их оптимизировать и качественно визуализировать. Но нет предела совершенству — мы постоянно дорабатываем функциональную часть, добавляем новые сервисы и активно работаем над собственным контентом.

Очень много было работы проделано и при обработке объектов, определении их точных координат и сведении данных к единому формату. Это был действительно непростой труд, и наши демонстрации на последних конференциях впечатлили многих наших коллег.

Партнёрство с офлайновыми компаниями. Насколько они готовы сотрудничать с таким сервисом, как А360?

Агентства, которые занимаются офлайновой продажей турпродуктов и в рамках обслуживания своих клиентов имеют потребность продавать железнодорожные и авиабилеты. Мы предложили использовать нашу систему в качестве бесплатного сервисного инструмента.

Платформа A360.ru даёт агентству возможность быстро и качественно обслужить клиента за счёт реализованных инструментов построения маршрута по миру, а партнёрство с признанными лидерами билетного рынка России дополняет полезный функционал системы уникальными для этой отрасли коммерческими условиями и возможностью использования безналичных расчётов.

На чём сейчас зарабатывает сервис, кроме комиссии за переходы?

Основная наша модель это, конечно, работа с партнёрами-поставщикам, к которым мы в рамках сервиса A360.ru перенаправляем пользователей для осуществления дальнейшей покупки предложенных и размещённых ими услуг.

Но если смотреть немного шире, то наша площадка может быть использована и в качестве активного маркетингового инструмента. Мы изначально заложили в системе медийную реализацию и уже обсуждаем отдельные промо-активности с некоторыми крупными брендами в туристической отрасли.

Сегодня мы занимаемся развитием собственного бренда и продолжаем развивать и совершенствовать технологию, которая в дальнейшем может быть представлена на рынках других стран, куда мы активно готовим выходы через наших западных коллег.

Виктор Бондаренко, A360: «Пользователь становится более требовательным»

Бета-тестирование шло больше года. Сейчас можно оценить или спрогнозировать востребованность сервиса?

До релиза бета-тестирование продолжалось менее полугода. У нас было около 1000 приглашённых участников, которые охотно выразили желание протестировать наш сервис и помогли нам выявить основные элементы, на которых был визуализирован сервис. С помощью закрытых тестов и постоянной аналитики были отработаны юзабилити, логика запроса и вывода маршрута, группировок и правильное расположение рабочих областей.

Мы потратили на это время, но теперь наши пользователи легко и довольно точно ориентируются в вариантах маршрутов и их представления на карте и расписаниях.

Вместе с посещаемостью на A360.ru очень быстро растёт аудитория постоянных пользователей. За последние три месяца мы наблюдали рост 7–10% в месяц. Это означает, что сервис становится популярным и востребованным.

Уже сейчас мы разработали и активно предлагаем партнёрские инструменты, которые легко интегрируются в ресурсы, реализованные с использованием различных web-технологий и под любую структуру контента. Мы уже запустили несколько партнёрских программ и стремительно развиваем это направление.

Как Вы оцениваете рынок продажи билетов сегодня и какие ваши дальнейшие планы по развитию?

Учитывая стремительное проникновение Интернета, количество однотипных сервисов только растёт и трэвел-индустрия не является исключением. Пользователь становится более требовательным, для него сделать выбор в сторону того или иного агентства или поставщика — это вопрос одного «клика».

В условиях невысокой маржи и активной ценовой борьбы как с новыми агентствами, которые стремительно врываются на рынок, так и с прямыми перевозчиками и поставщиками билетных услуг, удержать рентабельность возможно только за счёт высоких объёмов продаж и минимизации затрат.

В таких условиях трудно выдерживать высокий уровень качественного обслуживания и предлагать клиенту интересные и, главное, востребованные сервисы, которые завтра не появятся у других.

Мы продолжаем активно развивать платформу A360.ru и готовим новые инструменты и кампании для привлечения пользовательской аудитории, а также отдельные функциональные модули, которые могут быть интегрированы в существующие платформы.

В конечном счёте, наша задача — стать не просто удобным инструментом сравнения, а качественным сервисом, с которого начинается любое планирование путешествия или поездки.

Автор: Оксана Ткаченко

Комментировать

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Капча
Это вопрос для проверки человек ли вы, и для предотвращения спама.