Провальные стартапы: 10 признаков и причин неудачи

Провальные стартапы: 10 признаков и причин неудачи

Любому новому начинанию может сопутствовать как успех, так и неудача. Согласно статистике, львиная доля стартапов проваливается уже в первый год своей жизни. Как же определить на раннем этапе, способен ли ваш проект пройти точку не возврата для многих и достичь заданных целей? Для этого стоит разобраться в причинах провалов других стартапов и понять, какие признаки предшествуют краху. Тогда вы уже в самом начале поймете, где возникают проблемы, и решите для себя, есть ли смысл продолжать реанимировать проект или лучше вложить деньги в другое, более перспективное начинание. Рассмотрим, как провальные стартапы доходят до своего плачевного положения. 

24 декабря 2015

Любому новому начинанию может сопутствовать как успех, так и неудача. Согласно статистике, львиная доля стартапов проваливается уже в первый год своей жизни. Как же определить на раннем этапе, способен ли ваш проект пройти точку не возврата для многих и достичь заданных целей? Для этого стоит разобраться в причинах провалов других стартапов и понять, какие признаки предшествуют краху. Тогда вы уже в самом начале поймете, где возникают проблемы, и решите для себя, есть ли смысл продолжать реанимировать проект или лучше вложить деньги в другое, более перспективное начинание. Рассмотрим, как провальные стартапы доходят до своего плачевного положения. 

Пациент будет жить или пора в морг?

Есть несколько простых правил, нарушение которых может провести к провалу. 
 
Вы искренне не заинтересованы в своей аудитории.
 
А это означает, что и она не будет заинтересована в вас. Потому что только искренний интерес к людям, которые будут потреблять ваш продукт, может спровоцировать ответную симпатию. Это довольно простое правило, но о нем часто забывают в погоне за прибылью. Так вот, следует учесть, что прибыль зависит от этих самых пользователей. Следующий пункт может быть напрямую взаимосвязан с этим.
 
Аудитория не заинтересована в продукте
 
Если пользователи, на которых рассчитан проект, не будут им пользоваться, стартап можно считать проваленным. И это понятно. Значит, где-то была допущена ошибка. Либо продукт недоработан, либо вы не до конца изучили спрос и выпустили на рынок ненужный товар. Проект может быть действительно инновационным, но если потребителям он не особенно нужен, вы не заставите их с энтузиазмом им пользоваться. И если мы рассматриваем причины провальных стартапов примеры найти несложно. Например, многострадальная Windows Vista. Казалось бы, инновационный подход должен был стать началом новой эры для пользователей Microsoft. Но недоработка софта и его завышенные требования погубили эту идею на корню. 
 
Основатели стартапа не отдаются полностью идее
 
Медленный и планомерный подход может сработать в другой сфере. Но не при продвижении стартапа. Ведь последний – это импульс. Он требует скорости и быстрых решений. Нельзя заниматься проектом в перерывах между другими видами деятельности. Или вы отдаетесь стартапу полностью, или он точно войдет в список неудавшихся проектов. Так что если кто-то из команды занимается проектом только в свободное время, то налицо признаки провальных стартапов. 
 
Равнодушие к выбранной тематике
 
Хотя это самое логичное. Человек, который не любит кофе, спорт или детей, никогда не сможет создать по-настоящему привлекательный тематический проект. Для этого нужно полное погружение и заинтересованность в выбранном сегменте. Представьте, что ваши мысли должны быть сосредоточены над проектом практически круглосуточно. Нужно действительно любить эту сферу, иначе эффект будет полностью противоположным. 
 
Недостаточное финансирование
 
Если средств катастрофически не хватает на развитие проекта и основные статьи расходов, скорее всего стартап потерпит крах. И дело не в том, что кому-то из команды не хватает на новый автомобиль. Если денежные ресурсы не позволяют основателям и работающим над проектом людям обеспечить минимальные нужды (еду, транспорт, коммунальные услуги, жилье), то проект обречен. Даже при большом энтузиазме команда не сможет питаться воздухом. А если проект будет разрабатываться в перерывах между необходимой для жизни работой, то смотри п. 3. 
 
Излишнее финансирование
 
Как ни странно, но это тоже может стать прямой дорогой к концу. Почему? Потому что в такой ситуации команда наоборот начнет расслабляться и меньше внимания уделять проекту, вкладываться в него в стрессовом режиме. А особенности стартапов таковы, что либо в развитие вкладываются все, работая на пределе, либо проект начинает затухать и прогорает. Так что крайности вредны в любой ситуации. Если люди в вашей команде мотивированы исключительно деньгами, далеко проект не пойдет. 
 
Отрыв от реальности
 
Само собой, для запуска стартапа вся команда должна пребывать почти постоянно в состоянии радостного ожидания и возбуждения. Но здесь кроется опасность полностью утратить связь с реальностью и увериться в несокрушимости собственного проекта. Нужно понимать, что правда, какой бы она ни была, намного лучше, чем иллюзорность успеха. По крайней мере, будет шанс успеть что-то исправить. 
 
Отсутствие сплоченности коллектива и уважения в команде
 
Залогом успеха любого начинания можно считать хорошую сплоченную команду. Если же внутри коллектива есть склоки и враждебность, либо руководство относится к подчиненным с пренебрежением, велики все шансы, что проект вскоре провалится. Не говоря уже о том, что такая же сплоченность должна быть между основателями стартапа. Что-либо строить можно только сообща. 
 
Невнимание к финансовой стороне
 
Само собой, намного интереснее и увлекательнее создавать проект и заниматься его развитием. Прописывание бюджета, расчет доходов и расходов для многих представляется делом унылым и совершенно скучным. Так и есть, но внимание денежным делам уделять нужно в обязательном порядке. Иначе есть риск оказаться у разбитого корыта и без средств на перезапуск. 
 
Нехватка знаний и неправильная мотивация
 
Первое – это вообще аксиома. Нельзя браться за дело, если ты о нем ничего не знаешь. В этом случае сама идея уже обречена на провал. Не понимая сути явления, не зная подводных камней и течений в этой сфере, просто невозможно доплыть не потопленным до своего райского острова. Также опасно браться за проект и только ради заработка. Это неправильная мотивация для стартапа. Если вы не заинтересованы в проекте изначально, вы не сможете заинтересовать будущих потребителей, а это уже приведет к краху. Никто не говорит, что нужно быть полным альтруистом. Но приоритетным должно быть развитие новой идеи, а уже потом – заработок на ее плодах.  
И есть еще просто фактор неожиданности. Удачу тоже нельзя сбрасывать со счетов. Вам может крупно повезти, и проект вырвется в лидеры. Но случается и такое, когда «что-то пошло не так». И ничего не попишешь.
 

За какой гуж браться не стоит

 
Если уж мы говорим о провальных стартапах, то стоит еще учесть, какие проекты сегодня заранее считаются провальными. Например, социальные сети. Сложно придумать что-нибудь более популярное, чем уже есть. Эта ниша практически забита, и прорваться к солнцу новым росткам будет очень сложно. Сайты знакомств тоже не будут пользоваться популярностью, поскольку их число уже зашкаливает. Новые поисковые системы. Тягаться с Yandex или Google будет очень проблематично. Это монстры и гиганты в этой нише. На таких в легких доспехах и с одноручным мечом не пойдешь. 
 
Музыкальные проекты обречены на провал хотя бы потому, что слушатель сегодня готов платить только за живые концерты, в сети же полным-полно возможностей для бесплатного скачивания. Электромобили. С одной стороны, перспективы велики, но не в плане молниеносного стартапа. Поскольку сегодня потребитель не готов пересаживаться на экологически чистый, но менее быстрый транспорт. Именно поэтому подающая надежды израильская компания Better Place оказалась банкротом за считанные годы. Прочие альтернативные варианты передвижения тоже стоит пока оставить в идеях и планах, поскольку перестроить общество быстро не получится. И даже идея флипперов из утопических произведений Кира Булычева может проиграть в битве с корпорациями, которые не отдадут так просто прибыльный рынок авто на нефтепродуктах.  
 
Автор: Алексей

Комментировать

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Капча
Это вопрос для проверки человек ли вы, и для предотвращения спама.