Почему не внедряются информационные системы управления бизнесом?

Почему не внедряются информационные системы управления бизнесом?
Когда речь заходит об информационных системах управления бизнесом складывается впечатление (справедливо, на мой взгляд), что таких систем на рынке великое множество.
26 октября 2017

Когда речь заходит об информационных системах управления бизнесом складывается впечатление (справедливо, на мой взгляд), что таких систем на рынке великое множество. Начиная от сложных комплексных систем типа ERP, продолжая более простыми BMS-системами, и заканчивая относительно небольшими программами и приложениями, закрывающими отдельные участки управления (например, таск-менеджеры). Казалось бы, выбирай то, что подходит тебе и твоей компании лучше всего, внедряй и получай эффект. (благо что сегодня уже мало кто сомневается, что такие системы действительно создают бизнесу value). Однако…

 
На практике все оказывается не так просто. Системы сторонних разработчиков (в отличии от indoor-систем, тех что разработаны самими компаниями под себя), при всем своем видимом удобстве, многообещающих перспективах и т. д. внедряются очень туго, с колоссальными усилиями как со стороны разработчиков-консультантов, так и со стороны инициаторов проекта внутри компании. И, к сожалению, очень часто все усилия тщетны и внедрение проваливается. Почему, спросите вы?
 
Ответ на этот вопрос, на мой взгляд, заключается в том, что перепутана причинно-следственная связь. Что следует за чем — система за бизнесом или бизнес за системой. Забегая чуть вперед, хочу обозначить, что по моему мнению оба варианта возможны. Но… Вариант «система за бизнесом», безусловно, прост и органичен. И именно поэтому многие компании выбирают путь создания собственных indoor-систем. Что же касается систем сторонних разработчиков — надо понимать, что в каждой из них достаточно жестко «зашиты» свои принципы, модели, алгоритмы управленческих процессов и решения тех или иных бизнес-задач. И эти принципы-модели-алгоритмы, конечно, далеко не всегда будут совпадать с тем, что практикует именно ваша компания. Отсюда логичный (хотя для большинства, на первых порах, далеко не очевидный) вывод — внедряя стороннюю информационную систему управления бизнесом нужно быть готовым перестраивать по нее свои бизнес-процессы, управленческие принципы, а иногда и корпоративную культуру (!)
 
Столкнувшись с такой необходимостью, мало кто будет готов пройти этот путь до конца. Как правило, на этом этапе, когда обнаруживается, что существующий порядок вещей не вписывается в модели внедряемой системы, наступает разочарование и попытка внедрения проваливается.
 
Так неужели сторонние системы управления бизнесом обречены? Не совсем так… Внедрение сторонней системы оправдано в следующих случаях:
а) Для молодых компаний (стартапов), когда система управления только выстраивается. Представляется разумным для таких компаний взять готовую (эффективную) систему управления, «зашитую» в информационной системе и сделать ее своей. Так сказать, система управления «под ключ». Для этого случая у информационной системы появляется особая, очень важная обучающая роль. 
б) В зрелых бизнесах, где существующая система управления не устраивает владельцев бизнеса и ее менеджеров. В этом случае ключевые интересанты бизнеса стремятся заменить неэффективную систему на более эффективную и готовы для этого преодолеть проблемы и сложности, описанные выше.
 
И для этих случаев, очевидно, что во главу угла тогда нужно ставить не информационную систему, с описанием ее функционала, а организационные решения, которые эта система призвана реализовывать!
 
Отсюда вывод - бизнесу, рассматривающему возможность внедрения новой системы управления, необходимо дать, в первую очередь, описание организационных бизнес-решений, положенных в основу информационную системы. Им необходимо предоставить возможность ознакомиться с тем, каким бизнес-потребностям, задачам, проблемам адресованы эти решения. Какой эффект ожидается от их внедрения. Дать возможность подвергнуть эти решения тщательному анализу, и на основании его уже принять решение о целесообразности адаптации этих решений для своего бизнеса.
 
Понимание этого важного момента (что информационная система следует за организационными решениями) легло в основополагающие принципы создания системы управления бизнесом SCIM. Особое и первоочередное внимание здесь уделяется созданию и формализации организационных бизнес-решений. Прежде чем быть реализованными в функционале SCIM все организационные бизнес-решения проходили предварительную «обкатку», «тюнинг» подручными средствами. И только убедившись в том, что эти решения эффективны, работают как задумано и достигают ожидаемого результата, только после этого принимается решение о включении их в состав функционала SCIM.
 
Позднее, когда SCIM вышел на рынок и стал «публичным», появился на свет проект «SCIM Технологии Успеха», который как раз и посвящен подробному описанию организационных бизнес-решений, положенных в основу функционала SCIM. Здесь представлен перечень типичных для большинства бизнесов проблем (сгруппированных по функциональным областям бизнеса) и способы их решений. В каждом из решений присутствует раздел, иллюстрирующий возможности и преимущества SCIM в качестве инструмента внедрения и реализации соответствующих организационных решений.
 
Резюмирую основную идею статьи. Информационная система управления бизнесом сама по себе — не «золотой ключик», не панацея. Ее нельзя воспринимать в отрыве от организационных бизнес-решений, положенных в основу ее функционала. И заинтересованным во внедрении той или иной системы в своем бизнесе, необходимо, в первую очередь, уделить внимание этим организационным решениям — то, насколько они релевантны для их бизнеса, насколько просто или сложно будет адаптировать их в своей бизнес-практике. И только ответив на эти вопросы, принимать решение о целесообразности внедрения системы. 
 

Автор: Прибылов Илья Вячеславович, Независимый эксперт-консультант в области стратегического развития, бизнес-планирования и систем управления бизнесом

Комментировать

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Капча
Это вопрос для проверки человек ли вы, и для предотвращения спама.