Онлайновая взаимопомощь: как интернет помогает людям, попавшим в беду

Онлайновая взаимопомощь: как интернет помогает людям, попавшим в беду

Ураган Хавьер, накрывший Минск накануне выходных, парализовал город. С помощью интернета волонтеры и водители организовали помощь тем, кто не может выбраться из города. Как интернет используется для организации помощи — в нашей статье.

18 марта 2013

Онлайновая взаимопомощь: как интернет помогает людям, попавшим в беду

Стихийные бедствия в современном мире переживаются проще благодаря интернету и специально созданные сайты помогают пострадавшим и организуют волонтеров. Как именно интернет используется для организации взаимной помощи — в нашей статье.

Ураган Хавьер, накрывший Минск накануне выходных, парализовал город. С помощью интернета волонтеры и водители организовали помощь тем, кто не может выбраться из города. Для начала, в комментариях к новости на сайте Tut.by отмечались те, кому нужна помощь.

Кроме того, волонтеры создали два сайта — на одном была размещена форма помощи пострадавшим от урагана, а на другом — таблица, в которую волонтеры заносили информацию о том, как именно они могут помочь.

История минской онлайн-помощи — только один из примеров того, как интернет помогает пострадавшим.

В 2011 году в Рунете был создан сайт HELP #СИБИРЬ (недоступный сейчас), предназначенный для помощи людям, пострадавшим от лесных пожаров в Сибири. Сайт был создан волонтерами, которые взаимодействовали со службами спасения.

Годом ранее, осенью 2010 года, интернет-сообщество самоорганизовалось для поиска пропавшей в городе Орехово-Зуево пятилетней Лизы Фомкиной. Девочку нашли на десятый день с момента пропажи, однако накануне она умерла от переохлаждения.

После этого случая возникла идея организовать Отряд имени Лизы Фомкиной, интернет-представительством которого стал сайт «Лиза Алерт». Добровольный Поисковый Отряд «Лиза Алерт» работает и сейчас и занимается поиском пропавших людей — прежде всего, детей и стариков.

На сайте доступна подробная статистика деятельности отряда. В частности, на протяжении 2010-2011 года члены отряда обработали более 140 заявок по пропавшим.

Лето 2010 года запомнилось жителям Москвы и центрального региона России жарой и торфяными пожарами. Тогда же россияне вспомнили позабытое русское слово «Рында». Один из блогеров пожаловался на отсутствие в деревнях систем оповещения об экстренных ситуациях и попросил вернуть ему рынду (небольшой колокол), с помощью которой в старину уведомляли о пожарах.

В ответ на это Владимир Путин пообещал, что блогер рынду получит. Через некоторое время в Рунете появился сайт «Виртуальная Рында» — атлас помощи в чрезвычайных ситуациях. Авторы проекта, вспоминая активную деятельность интернет-пользователей во время пожаров 2010 года, заявляют, что Рунету необходима единая информационная платформа для координации действий людей, позволяющая сделать оказание помощи более эффективным.

На основе «Виртуальной рынды» было создано несколько других проектов, среди которых — «Карта холода»,«Социальная карта», «Пожары», «Наводнение».

К лету 2012 года, когда чрезвычайная ситуация произошла в Крымске, Рунет уже научился консолидироваться в сложных ситуациях и помогать пострадавшим.

После наводнения был создан сайт, на котором размещалась актуальная информация о помощи пострадавшим, новости, данные о волонтерах. Этот проект существовал наряду с официальным ресурсом.

Пользователи интернета из США и стран Западной Европы используют для взаимопомощи и координации действий волонтеров не только специальные сайты, но и социальные медиа, в частности, социальные сети Twitter, Facebook и другие. После извержения исландского вулкана пассажиры аэропортов, которые не могли добраться домой, по хэштегу #getmehome могли запросить и получить помощь от волонтеров.

Тогда же можно было на специальных сайтах roadsharing.com и VolcanoHelp.eu провести поиск попутчиков, которые бы на автомобилях отвезли пострадавших домой или, по крайней мере, вывезли застрявших из городов с заблокированными аэропортами.

Ликвидация последствий урагана «Сэнди» сопровождалась также активной деятельностью добровольцев, чьи усилия координировались по интернету. Например, на сайтах общественных организаций размещались требования к волонтерам и информация о том, какая помощь нужна людям в разных районах Нью-Йорка.

Соответствующие страницы у себя на сайтах были созданы Американским Красным Крестом, католическими учреждениями, местными общинами. Кроме того, появились и специальные сайты для мобилизации волонтеров

Власти некоторых стран планируют ввести системы оповещения своих граждан о чрезвычайных ситуациях посредством социальных медиа. В частности, Совет безопасности Японии готовится запустить систему на основе Twitter — эта система будет работать уже с лета 2013 года.

Еще в 2009 году власти Австралии заявили о создании аналогичной системы на основе Facebook и Twitter, эта система призвана будет оповещать о пожарах и других стихийных бедствиях.

Подобного рода примеров можно приводить очень много. Новые вызовы, связанные с природными и техногенными катастрофами, показали, что современный интернет, социальные сети, Twitter и Facebook могут успешно справляться с задачами по организации помощи пострадавшим, оповещению населения об угрозах, предоставлению людям иногда жизненно необходимой информации.

И в России, и в США, и в других странах мира волонтеры, желающие помочь тем, кто оказался в беде, могут легко найти сферу применения своих усилий. Только ради этого стоило придумать интернет, Веб 2.0 и социальные медиа.

Автор: Надежда Баловсяк

Комментировать

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Капча
Это вопрос для проверки человек ли вы, и для предотвращения спама.